Подборки

В горе и в радости: топ-15 семейных саг о связи поколений

104 книги

Кто-то живет душа в душу, у кого-то не получается наладить отношения. А кому-то не повезло с дружной семьей, зато чужие стали ближе, чем кровные..

Автор: Редакция Литрес

Лето – лучшее время, чтобы навестить родных. Для многих из нас теплые месяцы ассоциируются с поездками в деревню, с прогулками на реку и посиделками у костра, с горячим чаем из свежего чабреца, с ароматом бабушкиных пирогов и вкусом парного молока. Лето будит в памяти образы наших близких. И это неудивительно, ведь тема семейных отношений, отцов и детей никогда не теряет актуальности.

Во все времена писатели, так или иначе, возвращались к этому вопросу. Индийский поэт Рабиндранат Тагор утверждал, что «семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации». Антон Чехов верил, что «в семейной жизни самый важный винт – это любовь». А Чак Паланик говорил: «Если не можешь принять родных со всеми их недостатками, ни один чужой тебя не устроит».

Мы собрали семейные саги о самых разных родственниках. Кто-то живет душа в душу, у кого-то не получается наладить отношения. А кому-то не повезло с дружной семьей, зато чужие стали ближе, чем кровные.

Энн Пэтчетт, «Голландский дом»

Действие «Голландского дома» охватывает пять десятилетий. Это мрачная сказка о людях, которые никак не могут справиться со своим прошлым.

Незадолго до конца Второй мировой Сирил Конрой совершает инвестицию, которая навсегда изменит его жизнь и поможет основать огромную империю недвижимости. Поместье в пригороде Филадельфии должно было стать сюрпризом для жены. Но в итоге привело к гибели всего, что было дорого сердцу Сирила.

Историю рассказывает сын Сирила, Дэнни. С сестрой Мейв юноша вынужден покинуть родовое гнездо после смерти отца, ведь их мачеха – сущее зло. Нищета, которой так боялся Конрой, становится суровой реальностью для его детей. Теперь парень и девушка могут рассчитывать лишь друг на друга, чтобы выжить в этом жестоком, полном испытаний мире.

В 2020-м книга стала финалистом Пулитцеровской премии, а также вошла в лонг-лист Женской премии за художественную литературу. Роман продолжительное время пребывал в списке бестселлеров The New York Times и попал в список 100 книг, обязательных к прочтению, по версии журнала Time.

Лора Спенс-Эш, «А дальше – море»

Война разлучает 11-летнюю Беатрис с родителями. Чтобы спасти дочь от бомбежек, Милли и Реджи Томпсон отсылают девочку из Лондона за океан. Маленькая, напуганная и одинокая, Беатрис злится на родителей и скучает по дому – новая страна так не похожа на ее родной мрачный город. Но семья Джи радушно принимает Беа, и вскоре она заводит дружбу с их сыновьями Уильямом и Джеральдом.

Туманный Альбион теперь кажется далеким и чужим воспоминанием. И все же после войны Беа возвращается домой. А время, проведенное в Америке с новыми родными, станет для нее лучшим моральным ориентиром в жизни.

Марио Пьюзо, «Крестный отец»

«Своих мало, чужие – все». Эта цитата, пожалуй, лучше всего характеризует классическую криминальную драму. Книга стала культовой – не без участия режиссера Фрэнсиса Копполы, снявшего одноименный фильм.

Роман позволил читателям без риска для себя заглянуть в закулисье жизни итальянской мафии в Америки. Клан Корлеоне контролирует поставки оливкового масла, а заодно практически все сферы жизни в Нью-Йорке – от преступности до работы властных структур. Вито Корлеоне, которого все называют Крестным отцом, решает вопросы любого толка, если обратиться к нему с уважением. Правда, за услугу рано или поздно придется заплатить...

Несмотря на криминальную подоплеку, семейство Корлеоне – образец крепчайших семейных уз. Вито придерживается высоких моральных принципов, насколько это вообще допустимо для главы преступного синдиката. Жизнь каждого члена семьи для дона – высочайшая ценность. За такой подход к персонажу Пьюзо не раз обвиняли в чрезмерном пиетете и восхвалении мафии.

Кэтрин Бэннер, «Дом на краю ночи»

Захватывающий, наполненный судьбами и именами роман имеет эпичный размах, но по своей сути это интимная камерная повесть о чувствах.

Остров Кастелламаре расположен далеко от материка, но недостаточно далеко, чтобы сбежать от проблем. Все главные события на острове происходят в кафе «Дом на краю ночи», где местные собираются, чтобы посплетничать. Охватывающий почти столетие, полный тайн, испытаний и жертв, этот завораживающий роман рассказывает о жизни семьи Эспозито и других островитян, которые живут и любят на Кастелламаре.

Жестокий граф и его очаровательная жена, священник, обожающий скандалы, военнопленный, ставший поэтом, девушка-изгой, раненый английский солдат, вынырнувший из моря, – все они становятся читателю почти родными. Жителям острова придется через многое пройти – две мировые войны, великая рецессия, угроза фашизма, страсть, предательство и дружба, ожесточенное соперничество и сила прощения.

Жоэль Диккер, «Книга Балтиморов»

Молодой швейцарский автор, вдохновленный успехом своего бестселлера «Правда о деле Гарри Квеберта», вновь радует читателей подробностями жизни полюбившегося героя.

Маркусу Гольдману предстоит разбираться в тайнах своих близких. Будучи ребенком, Маркус проводил каникулы в доме своего дяди, известного адвоката. Там он встретил свою первую любовь и друзей на всю жизнь. И именно там началась драма длиной в поколения. Гольдманы из Балтимора были примером для всех родственников: успешными, богатыми и жизнерадостными. Но деньги – это еще не все. Почему Маркус с такой грустью вспоминает лучшие моменты детства и что случилось с его родными?

Лиана Мориарти, «Яблоки не падают никогда»

Дети Стэна и Джой Делэйни могли бы стать звездами Большого шлема, но всем четверым не хватало таланта и выдержки. По крайней мере, так говорил им отец. Вместо кубков, признания и успеха все четверо получили комплекс детских травм и ненависть друг к другу. Соперничество переместилось с корта внутрь семьи, где главным призом стало одобрение родителей.

Масла в огонь подливает появление в доме Саванны, девушки, которую Джой, кажется, любит больше, чем родных отпрысков. Когда Саванна и Джой вдруг бесследно исчезают, главным подозреваемым оказывается Стэн. Дети делятся на два лагеря: двое думают, что отец невиновен, остальные уверены, что такой тиран способен на все... Семейная трагедия набирает обороты, а пропасть между родными людьми все шире и непреодолимей. Чем все закончится?

Лейла Слимани, «Рождество под кипарисами»

Роман молодой французской писательницы марокканского происхождения «Идеальная няня» был удостоен Гонкуровской премии. Лейла Слимани, вдохновленная успехом, взялась за семейную сагу в трех книгах – «Чужая земля».

Трилогию открывает роман «Рождество под кипарисами». События разворачиваются после Второй мировой войны. Юная Матильда из Эльзаса влюбляется в офицера колониальных войск, который участвовал в освобождении Франции в 1944-м. Девушка бросает все и уезжает вслед за возлюбленным в Марокко. Вскоре Матильда понимает, что она чужая в этом пестром и шумном мире, но вернуться на родину уже не может – она замужем, беременна, у нее нет ни денег, ни связей. Зато есть новые правила, обязывающие женщину подчиняться и терпеть, что бы с ней ни происходило.

Тем временем в Марокко разворачиваются трагические события – восстания националистов, теракты, преступления. В этом водовороте событий Матильда сражается за свою семью и любовь – с обстоятельствами, с религиозными догмами, с разочарованиями, бедностью, унижениями и с самой собой.

Селеста Инг, «И повсюду тлеют пожары»

Шейкер-Хайтс – тихий, уютный городок, где все идет своим чередом. Каждый шаг спланирован, каждый поворот продуман. И самым ярким представителем здешнего уклада все считают миссис Ричардсон. Она идеальная хозяйка, жена и многодетная мать. На ее лице постоянно улыбка, дом всегда в полном порядке, а чудесные дети радуют родителей успехами и достижениями. Правда, не все. А виной всему Мия Уоррен.

Свободная художница, далекая от правил и догм, она врывается в город, как мусорный ветер, неся за собой хаос и разрешения. Это ее отпрыск сбил с пути Изабеллу, младшую дочь Ричардсонов! Ах, эти отбившиеся от рук подростки, которые портят жизнь детям благородных семей!

В романе сталкиваются два мира – порядка и хаоса. Каждый из них живет по своим законам, но при ближайшем рассмотрении понимаешь: не так уж они и отличаются. Особенно когда речь о детях, в чьих душах тлеет искра будущих пожаров.

Даниэль Шпек, «Piccola Сицилия»

Второй роман немецкого писателя вышел в свет в 2018 году и мгновенно стал национальным бестселлером. В истории переплетаются судьбы, страны, языки, религии, культуры, вера и гибель, надежда и страх.

События разворачиваются в двух временных парадигмах. Наши дни, Сицилия. Дайверы находят на дне моря самолет времен Второй мировой и пытаются поднять его на поверхность. В экспедиции участвует немецкий историк и археолог Нина. Но ее интерес не столько научный, сколько личный. Она уверена: на этом самолете разбился ее дедушка Мориц.

За работой дайверов следит пожилая женщина, которая знакомится с Ниной и говорит, что она... родная дочь Морица! Как такое возможно? Откуда она взялась, если, уходя на войну, дедушка оставил дома жену и дочь, а после его следы затерялись где-то в Северной Африке?

1942 год, Тунис. В пестром и колоритном квартале Piccola Сицилия евреи, мусульмане и христиане жили мирно много лет. Вместе праздновали рождество, хануку, Ид аль-Фитр, помогали и поддерживали друг друга. До тех пор, пока в страну не пришла темная сила с севера – фашисты. Немецкие захватчики посеяли раздор, заставили соседей доносить друг на друга, подозревать, предавать, продавать. Вместе с немцами в Piccola Сицилию прибыл и Мориц. Фотограф-документалист, он приезжает в страну с армией триумфаторов. Но, в конечном итоге, когда войска будут отступать, парня бросят одного, и ему придется примерить на себя роль евреев, которые еще вчера были изгоями нового порядка. Судьба Морица причудливо переплетается с судьбой еврейки Ясмины и ее брата Виктора. И сопротивляться этому своевольному течению нет сил, ведь то, что предначертано, исполнится непременно.

Сара Блейк, «Тени нашего прошлого. История семьи Милтон»

Книга повествует о трех поколениях семьи из Нью-Йорка. Таких, как Милтоны, называют властителями мира.

1930-е. Китти и Огден молоды и влюблены. У них прекрасная семья, и, кажется, счастью не будет конца. Но внезапно их пятилетний сын выпадает из окна. Чтобы справиться с горем, Огден покупает остров с домом, где его разрушенная семья прячется от невзгод.

Наши дни. Третье поколение Милтонов уже не может позволить себе ни остров, ни дом. Родовое гнездо придется продать из-за финансовых неурядиц. Эви отправляется на остров, чтобы проститься с домом, где провела так много счастливых лет. Но внезапная находка разрушит хрустальный миф о безукоризненной семье Милтон.

Людмила Улицкая, «Медея и ее дети»

У пожилой Медеи нет детей, зато есть муж, многочисленные родственники и дом на южном берегу Крыма. Каждое лето женщина с удовольствием принимает гостей – племянницы, тетушки, сестры, их друзья и родные. И каждый привозит с собой истории, которые Медея с удовольствием выслушивает. Женщина всей душой переживает чужие радости и горести, слушает истории о несчастной любви, изменах, предательстве и драмах...

Книгу можно смело назвать образцом нового «семейного романа». Автор мастерски оперирует мифологическими инструментами, переосмысливая их на новый лад, ведь здесь Медея не убивает, но собирает воедино осколки душ своих «детей».

Люсинда Райли, «Древо ангела»

Захватывающая семейная сага, где тайны прошлого врываются в настоящее и требуют восстановить утраченные семейные узы.

Тридцать лет назад Грета покинула родной дом. Несчастья прошлого стерлись из ее памяти, но могила, которую она случайно обнаруживает в лесу, приводит в движение скрытые механизмы судьбы. Грета пытается решить загадки прошлого, но для этого ей придется распутать клубок семейных интриг. То, насколько успешно она справится с задачей, определит судьбу женщины и всех ее близких.

Наталья Илишкина, «Улан Далай»

Писательница родилась и выросла в Поволжье, а «Улан Далай» стал первым романом автора. Книга рассказывает историю калмыцкой семьи Чолункиных, а именно трех ее поколений. Время действия – 1884–1957 годы. Сложный и неоднозначный период в истории калмыцкого народа показывает читателям, с какими страшными испытаниями пришлось столкнуться людям в разные эпохи – от военных подвигов до депортации и каннибализма. Выбор между добром и злом не всегда очевиден, и порой лишь история может расставить все по своим местам.

Марина Степнова, «Сад»

Поздний ребенок – это счастье? Возможно, если только своенравная дочь не пытается разрушить годами выстраивавшиеся устои аристократического семейства. Княжеская чета Борятинских не ожидала такого поворота судьбы: дети выросли, жизнь течет в размеренном темпе. Но все меняется с появлением Туси. Будучи плодом безрассудства, девочка безрассудна по своей сути. Она не стремится вписаться в светское общество и жить по заветам родителей. И ее инакомыслие ставит под удар все, чем так дорожит семья Борятинских...

Дина Рубина, «Русская канарейка. Желтухин»

Трилогия русской писательницы представляет собой масштабное полотно, сплетенное с непередаваемым авторским шармом, с нежностью к каждому персонажу, который появляется в повествовании. Критики называют историю грандиозной полифонической сагой о музыке и любви.

Роман «Желтухин» открывает цикл о двух семьях – шумные, колоритные одесские музыканты и тихие, скрытные алма-атинские странники. Эти семьи дали жизнь главным героям истории, Леону и Айе. На протяжении многих лет два таких разных мира связаны между собой тонкой нитью, но на заре XXI века, когда, кажется, не осталось ничего, кроме воспоминаний, история развернется в новом, совершенно неожиданном направлении.

Читайте эти и другие семейные саги о связи поколений в большой подборке 👇

Похожие статьи